Начать заниматься
Начать заниматься

История Катори. Часть 2. Воздух-корни

06.08.2012

История Иидзаса Тёйсай Иенао – как материализация духа Катори в виде учения.


"....Сначала господин Иэнао назывался Ямасиро-но Ками , а затем стал Ига-но Ками. В шестьдесят лет постригся в монахи и назвался именем Тёисай. Поскольку среди школ фехтования, возникавших в средние века, начиная с периода Асикага , практически не было таких, которые не черпали бы из данного течения. В миру его стали превозносить как патриарха реставрации искусства фехтования. Ему было дано посмертное буддийское имя «Тайган индэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодохон дайкодзи», а его супруге «Когаку индэн Мёсицусэйкё тайси» ..."



Школа боевого искусства Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю была основана господином Иидзаса Ига-но Ками Иэнао [1]  в местечке Катори провинции Симоуса (современная префектура Тиба) и наследовалась из поколения в поколение со времен императора Гоханадзоно [2] вплоть до наших дней Сёва.
В семье потомственных местных самураев Иидзаса в провинции Симоуса в 4-ом году эпохи Гэнтю правления императора Гокамэяма (2047 год по японскому летоисчислению[3]) в деревне Иидзаса уезда Катори родился господин Иэнао. Это было в 1387 году по современному летоисчислению .
В районе Катори издревле, хотя и не имея определенных названий школ, существовали, так называемые, потомственные роды боевых искусств - хэйхо и будзюцу - семьи, в которых из поколения в поколение преподавались воинские искусства.
Молодой господин с детства полюбил искусство меча и копья, старательно тренировался, изучал военное дело и к зрелому возрасту достиг значительного мастерства. Он не проиграл ни одного из многочисленных сражений, в которых принимал участие, так что слава о его блестящих воинских успехах гремела по всей округе. Господин построил замок в родной деревне Иидзаса и владел землями, простирающимися вплоть до районов Сирои, Хатихон, Онэ и Осаки.
Однако, господин Иэнао неожиданно столкнулся с ситуацией, которую ему было очень больно переживать. Род Тиба, которому он служил, прекращал свое существование, люди «союза шести» [4] погибали или разбегались. «Пусть лично я и не проиграл ни в одном бою, военная судьба рода Тиба оказалась горькой, он перестал существовать. С этим один человек не в силах что-либо сделать».
Но пришло время, которое развеяло отчаяние господина. Однажды при посещении мест, глубоко связанных с великим божеством Катори – родоначальником воинской доблести на нашей земле, господин испытал просветление относительно величия этой божественной силы и ее добродетели. С этого момента он принял твердое решение стать затворником, чтобы молиться в святилище Катори и полностью посвятить себя совершенствованию на пути воина. Господин принес в дар святилищу Катори угодья деревни Осаки с годовым доходом 1000 коку риса . Отстроил в деревне Миямото района Оцуки буддийский храм Синтокудзан Симпукудзи, пожертвовав в пользу храма земли этого района также с доходом 1000 коку риса [5]. Распустил более 50 человек своих подданных, а сам остался без всякого дохода. В возрасте 60-ти с небольшим лет господин поселился неподалеку от святилища, в зале бога Бисямон [6] круглосуточной молельни Умэкияма (сейчас неподалеку расположена могила учителя Тёисай). В течение 1000 дней и 1000 ночей он возносил горячие молитвы, совершал ритуальное очищение души и тела, страстно изучал стратегию и упорно шлифовал технику. Каждую ночь в час быка [7] он представал перед божеством и совершал обряд очищения, воспевая норито Великого очищения всем богам, обращаясь с мольбой о мире и спокойствии в Поднебесной. С наступлением часа тигра [8] он возвращался в зал бога Бисямон, читал сутру Бисямон, а затем снова совершал паломничество к святилищу, где упорно тренировался, не щадя своего тела. Однажды ночью ему случилось видение великого божества, которое передало в дар божественный свиток со словами: «Ты впоследствии станешь духовным учителем всех фехтовальщиков Поднебесной».
В конце концов, господин испытал истинное озарение чудесной сферы божественного и человеческого слияния, в котором ему открылись секреты боевого мастерства - он постиг воинское искусство во всех его пределах. Это было осенью, когда господину исполнилось семьдесят лет. В итоге он оформил несколько сотен форм и разделов боевого искусства, основал додзё перед воротами храма Симпукудзи и, будучи окруженным многочисленными подопечными, стал продвигаться вперед по пути искусства наставления.
Предание гласит, что путь этот сам господин почтительно называл Тэнсин Сёдэн Синторю, поскольку в его основе лежала прямая передача небесной истины [тэнсин сёдэн] от божества Фуцунуси-но Ками.
Даже когда господину перевалило за 80 лет, он своим внешним видом и великолепной осанкой мог великодушно дать фору любому мужчине в расцвете сил. Его разум обладал божественно ясным сознанием, и, что необходимо отметить особо, господин пребывал в сфере обожествленного меча.
Господин покинул этот мир 15 апреля 2-го года эпохи Тёкё [9] в преклонном возрасте 102 лет.

Сначала господин Иэнао назывался Ямасиро-но Ками, а затем стал Ига-но Ками[10]. В шестьдесят лет постригся в монахи и назвался именем Тёисай. Поскольку среди школ фехтования, возникавших в средние века, начиная с периода Асикага [11] , практически не было таких, которые не черпали бы из данного течения. В миру его стали превозносить как патриарха реставрации искусства фехтования. Ему было дано посмертное буддийское имя «Тайган индэн Тайра-но Асон Ига-но Ками Райодохон дайкодзи», а его супруге «Когаку индэн Мёсицусэйкё тайси»[12].

Второй патриарх господин Вакаса-но Ками Моритика [13] последовательно продолжал дело отца [14] и добился выдающихся успехов в искусстве копья.
Четвертый патриарх господин Ямасиро-но Ками Морицуна обучал военной науке «трех стратегий Хуан Ши-гуна» [15] господина Такэнака Сигэхару - вассала даймё Сикоку Тёсокабэ.
Наставники преемственно наследовали и передавали это воинское искусство. Среди них выделялся 16-й патриарх - учитель Морисигэ (впоследствии называвшийся буддийским именем Канрокусай), который обладал врожденным учительским талантом. Он подготовил многочисленных учеников, среди которых были «знаменосцы сёгуна»[16] : Накадай Синтаро, Мацумото Наоитиро, Иба Гунбэй, вассалы клана Датэ из района Осю [17]: Катакуро Кодзюро, Куросава Гэнситиро, Иманиси Ягосаэмон, Оно Манъэмон, Оно Кодзиро, Оно Хэйситиро, вассалы даймё района Бисю [18] : Ои Хэйдзаэмон, Хаяси Цунэхатиро, Хаяси Хатадзиро, вассалы даймё района Гэйсю [19]: Охара Охатиро, Охара Такахира, Охара Ханносин, вассалы даймё района Нобуката провинции Хюга [20]на Кюсю: Уэда Курата, Като Дзиросиро, Кондо Сидзутаро, Хадака Коята, Иманиси Ягаку, вассалы господина Исикава Ики-но Ками: Мотидзуки Тюго, Сакагути Ханбэй, Нарутани Торадзо и многие др. Более 80 самураев вышли из стен школы, пройдя полный курс под руководством учителя. Слава школы разнеслась по всем провинциям.
18-й патриарх, учитель Морисада унаследовал боевое искусство своих предков, основал зал для занятий недалеко от святилища Катори Дзингу (современное додзё) и занимался преподаванием искусства фехтования, когда на закате сёгуната наступили времена смуты между сторонниками императорской власти и приверженцами самурайского правления. Заговор в Итокан по сговору Такэда Коунсай, Фудзита Косиро и др. самураев из клана Мито не увенчался успехом, однако практически сразу после этих событий произошла реставрация монархического правления. После Реставрации и издании Указа о запрете на ношение мечей [хайторэй] искусство фехтования приходит в состоянии упадка. Несмотря на это учитель продолжает усердно передавать традиции боевого искусства. В 29-ом году Мэйдзи [21] в возрасте 56 лет учитель скончался.
В семье учителя Морисада не было наследника, поэтому среди множества его последователей был выдвинут лучший ученик Ямагути Эйкан, который стал наставником школы [сихан]. Наставник воспитал многих молодых учеников и умер в 6-ом году Тайсё [22] . После его смерти лучшие из них продолжили традицию, завещанное наследие дошло до наших дней, а с принятием в семью Иидзаса, учитель Киндзиро стал 19-ым патриархом рода [сокэ].
Несмотря на то, что сам основатель называл школу «Тэнсин Сёдэн Синторю»  [23], со времен второго и третьего патриархов сохранились многочисленные манускрипты, в которых школа записывается как «Синрё Синторю» [24] или просто, как «Синторю» [25]. Люди из других провинций часто опускали слова «правильная передача небесной истины» [тэнсин сёдэн], заменяя их именем божества, и именовали школу как «Катори Синторю» [26]. Позже во времена 17-го и 18-го патриархов школу стали записывать с другим иероглифом: Тэнсин Сёдэн Синторю [27]. Таким образом, при одинаковом произношении «синторю» существовало различие в написании имени школы, что конечно рассматривалось как отсутствие единообразия. Поэтому в конце 15-го года Сёва  [28]19-й патриарх и выдающиеся ученики, представ перед лицом основателя и исторических наставников школы, приняли решение – впредь называть свою школу «Тэнсин Сёдэн Катори Синторю»[29].
__________________________________________________________________________________________________

[1] Здесь «Иидзаса» – это фамилия рода, «Иэнао» – имя, данное родителями при рождении, а «Ига-но Ками» - приобретенное при жизни имя или прозвище, которым обычно называли данного человека. Буквально означает «Покровитель Ига» или «Охранитель Ига» (Ига – историческая провинция, соответствующая современной западной части префектуры Миэ).
[2] Годы правления императора Гоханадзоно 1428-1464 гг.
[3] В 1387 г. Эпоха Гэнтю 1384-1392 гг. Годы правления императора Южного двора Гокамэяма 1370-1392 гг. Японское летоисчисление начинается в 660 г. до н.э.
[4] Полн. название «Тиба рокуто» – букв. «шесть фракций Тиба». В XII-ом веке представители рода Тиба сыграли очень важную историческую роль при становлении сёгуната в Камакуре, чем широко прославили свой род. Впоследствии шестеро основных потомков рода разделили свои владения и объединились в союз, который управлял всей провинцией, однако внутренние распри и раздоры, а также внешние обстоятельства привели к фактической гибели этих кланов и прекращению могущества рода Тиба.
[5] Прим. 150 тонн риса в год.
[6] В японском пантеоне Бисямон-тэн – это один из семи богов счастья. Наиболее соответствует стражу северных небесных врат Вайшравана в индийском буддизме. Обычно изображается в воинских доспехах с буддийской пагодой и копьем.
[7] Час быка – время около 2 часов ночи, включая час до и после (то есть с часу до трех ночи).
[8] Час тигра – время около 4 часов ночи, включая час до и после (то есть с трех ночи до пяти утра).

[9] По современному летоисчислению 26 мая 1488 года. Эпоха Тёкё 1487-1489 гг.
[10] Ямасиро – историческая провинция на территории южной части современной префектуры Киото.
[11] Период Асикага (второе военное правительство – сёгунат Муромати) 1338-1573 гг.
[12] Форма посмертных имен Иэнао и его супруги: «…индэн…дайкодзи» и «…индэн…тайси» говорит о высоком буддийском статусе. Перед «…индэн» традиционно стоит отсылка к месту упокоения в буддийском мире, а перед «…дайкодзи» для мужчин и «…тайси» для женщин указывается само посмертное буддийское имя (каймё), состоящее из четырех иероглифов. Остальное в вышеуказанном имени Иэнао является упоминанием других прижизненных имен. Буквальный перевод: имя супруга - «Спокойствия скалы усопший, Тайра наследок и Ига охранитель, великоблагочестия муж Райодохон», (каймё: «приход старца пути основание»); имя супруги – «Света вершины усопшая, великоблагочестия сестра Мёсицусэйкё», (каймё: «сокровенна обитель ясно зерцало»)
[13] Вакаса – историческая провинция на территории южной части современной префектуры Фукуи.
[14] По некоторым источникам, касающимся родов клана Тиба, в том числе и рода Иидзаса, второй патриарх Вакаса-но Ками Моритика приходится основателю Иэнао, не сыном, а внуком.
[15] Хуан Ши-гун (Huan Shi Gong) – древнекитайский мыслитель (III век до н.э.), один из первых патриархов науки военной стратегии. Из его сочинений особенно известен трактат «Три стратегии Хуан Ши-гуна».
[16] Бакуфу-но хатамото (досл. – «под знаменами сёгуната») – прямые вассалы сёгуна Токугава Иэясу.
[17] «Осю» - историческая провинция на северо-востоке о. Хонсю, соответствующая современным префектурам Фукусима, Миягэ, Иватэ, Аомори.
[18] «Бисю» - историческая провинция, соответствующая западной части современной префектуры Айти.

[19] «Гэйсю» - историческая провинция, соответствующая западной части современной префектуры Хиросима.
[20] «Хюга-но куни» - историческая провинция, соответствующая современной префектуре Миядзаки на о. Кюсю.
[21] 1895 г; эпоха Мэйдзи 1867-1912 гг.
[22] 1917 г; эпоха Тасё 1912-1926 гг.
[23] 天真正伝神道流 – Небесной истины правильная передача / Школа пути богов
[24] 神慮神道流 – Божьей воли / Школа пути богов
[25] 新當流 – [Наша] новая школа
[26] 香取神道流 – Школа пути божества Катори
[27] 天真正伝神刀流 - Небесной истины правильная передача / Школа божественного меча
[28] 1939 г; эпоха Сёва 1926-1989 гг.
[29] 天真正伝香取神道流 - Небесной истины правильная передача / Школа пути божества Катори



1. Источник-семя. (Формирование духа Катори).

2. Воздух-корни. (История Иидзаса – как материализация духа Катори в виде учения).

3. Огонь-ствол (цепочка передачи знания в Японии (традиция и последователи).

4. Вода-ветви (Выход за пределы Японии. Мочидзуки Минору, Сугино Ёсио, Хатакэяма Горо, Сугино Юкихиро, Флоке Алан).

5. Земля-плоды (Катори в России, как часть общего дерева).

6. Послесловие. Куда идём? (Новое прошлое – новое семя)



 

Фотогалерея

Возврат к списку