section

История

Первые сведения о японских боевых искусствах дошли до нас в форме очень древних мифов и легенд о богах и героях. Отдавая должное красоте и загадочности этих источников, их всё же нельзя в полной мере считать достоверными свидетельствами каких-либо конкретных знаний и разработок мастеров столь глубокой древности. Ясно только одно: боевые искусства существовали с незапамятных времен, едва ли не с той поры, когда человек встал на две ноги и научился добывать огонь.   

Кодификация (т.е. упорядочивание в письменной форме) древнейших японских боевых традиций началась примерно в Х веке н.э., когда были составлены первые специализированные трактаты, когда возникло и стало набирать силу мелкопоместное воинское и сельскохозяйственное дворянство, понемногу поднимавшееся до ранга великих семей, так называемых «даймё».

Именно в среде этих крупнейших военных феодалов и начали разрабатываться прикладные боевые искусства. Поскольку в Японии той поры постоянно велись яростные междоусобные войны, а также происходили непрерывные стычки с туземным населением островов – айнами или эбису, тщательная разработка собственной боевой доктрины была для каждого клана вопросом жизненной необходимости, ибо владение подобными техниками давало огромное преимущество над противниками, помогало выжить и расширить границы своих владений. По этим же причинам подобные разработки хранились в строжайшей тайне от посторонних, то есть в большинстве случаев - вражеских глаз. 

В эту же эпоху возникает, развивается и крепнет столь широко известная ныне во всем мире устойчивая воинская прослойка – самураи или буси. Оформляется и кодекс самурайской этики – Бусидо. Следует помнить, что все самурайские искусства и стили были в первую очередь искусствами причинения смерти разнообразными, неожиданными и наиболее эффективными способами. Однако именно этическая составляющая поведения самураев, не столь очевидная для людей западного склада ума, в дальнейшем была почти без изменений перенесена и в новые виды боевых искусств, не предполагавших обязательное умерщвление противника. 

По словам Мэтра Флоке, физическая сила, а также ментальная (и даже духовная) энергия воинов этого времени была обусловлена их обучением и занятиями боевыми искусствами: меч, копье, борьба, дисциплина, соблюдение правил бусидо, мотивация, структурирование ментальности, обращенной к самопожертвованию - сутеми – во имя своего повелителя и своих предков. Такой дух выковывался с раннего детства в экстремальном противостоянии с противниками, чьи навыки, желание победить или умереть за свой клан были ничуть не менее сильными.

ИСТОКИ АЙКИБУДО

Много позже, когда самураи были уже практически истреблены как класс, когда даже ношение при себе меча стало приравниваться к тягчайшему преступлению, стали возникать боевые искусства, направленные на сражение голыми руками. Конечно, техники рукопашного боя (в составе дзюдзюцу – общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него) существовали с давних времен и у самураев, но всё же они являлись лишь обязательным дополнением к собственно искусству сражения на мечах. 

В конце XIX века Дзигоро Кано создал дзюдо или «Гибкий путь», - искусство, получившее широчайшее распространение во всем мире.

Примерно в то же время легендарный Сокаку Такэда на основе древнейшего искусства айки-дзюцу окончательно оформил собственное учение - Дайто-рю Айки-дзюдзюцу или просто Дайто-рю.

Несколько позже, уже в первой четверти ХХ-го века ученик Такэды Уэсиба Морихей адаптировал форму и стиль Дайто-рю в соответствии с собственной интуицией, духовными ощущениями и оригинальным видением. С начала 30-х годов уже можно говорить о Дайто-рю Айки-дзюдзюцу Уэсибы, как об отдельном стиле. Он был официально оформлен в 1947 году под названием «Айкидо». 

Минору Мотидзуки, учившийся у Уэсибы Морихея и ставший великим мастером, опираясь на собственный богатейший боевой и жизненный опыт, дал рождение новому искусству, которое он назвал Айкидо-дзю-дзюцу, использовав термин «Айкидо» из уважения к своему учителю. Случилось это в начале 1950-х годов, а уже в 1951 году Минору Мотидзуки прибыл в Европу с культурной и просветительской миссией. Хотя он и был вынужден уехать всего через год, этот короткий промежуток времени стал для Франции и Европы возможностью открыть для себя существование японских боевых искусств, помимо дзюдо, в том числе айкидо дзюдзюцу, каратэ и искусство меча школы Катори Синто-Рю. 

Вернувшись в Японию, Мотидзуки в течение трех лет, с 1955 года и до конца 1957 года, обучал в Ёсэйкане айкидо-дзюдзюцу молодого французского дзюдоиста Джима Алшейка.

В 1957 году Эмиль Блан, дядя Джима Алшейка, создает Французскую Федерацию Айкидо-Тай-дзюцу и Кендо (FFATK). К несчастью для европейского Будо, сам Джим Алшейк погиб в 1962 году, став жертвой теракта, связанного с алжирскими событиями. Эта трагическая гибель должна была привести к расколу внутри Федерации. Ален Флоке, ассистент Джима Алшейка в додзё на авеню Парментье, технический специалист Федерации и в то время самый молодой 2-й дан по Айкидо-Тайдзюцу, также находившийся в Алжире во время этих событий, сообщил мастеру Мотидзуки скорбное известие и высказал свои опасения по поводу будущего Айкидо-дзюдзюцу во Франции.

Поняв это беспокойство и стремясь обеспечить продолжение работы, начатой Джимом Алшейком, мастер Мотидзуки отправил во FFATK своего сына Хироо Мотидзуки, который прибыл во Францию в начале 1963 года и взял на себя руководство клубом Парментье. Естественно, Ален Флоке, который уже преподавал в этом клубе, остался рядом с ним в качестве ассистента преподавателя.

В 1966 году мастер Хироо Мотидзуки назначил Алена Флоке техническим директором Школы Айкидо-Ёсэйкан во Франции. В 1974 году Ален Флоке при помощи Клода Жальбера создал CERA (Центр изучения и исследований Айкидо). Хотя этот шаг и был вызван созданием «Национальной Методики Айкидо» и UNA (Национального союза Айкидо), в нем также нельзя не увидеть стремление Мэтра Флоке сберечь учение и практику мастера Мотидзуки. Поскольку в то время слишком влиятельные силы стремились отстранить Мэтра Флоке от участия в принятии некоторых решений, таких как, например, решение о создании UNA, пути мастера Хироо Мотидзуки и Мэтра Флоке разошлись, хотя отношения между ними остались самыми теплыми.

АЙКИБУДО

В 1979 г. мастер Минору Мотидзуки от имени Nippon Buдо Kokusaï Renmei  присвоил Мэтру Флоке 8-й дан по Айкидо и ранг Ханси. В 1981 году на коктейльной вечеринке, организованной в честь мастера Минору Мотидзуки UNA (Национальный союз Айкидо) FFJDA, в присутствии и по просьбе его официальных представителей, в том числе мастеров Тамура и Ноке, представляющих Айкидо-Айкикай во Франции, а также господина Ги Боннефона, мастер Минору Мотидзуки говорит Алену Флоке: «То, чем ты занимаешься, не является Айкидо». И добавляет: «Тебе надо сменить название дисциплины». Алену Флоке было предложено название «Айки-дзюдзюцу», но он ответил: «Нет». Кто-то предложил: «Ёсэйкан Будо!». В ответ прозвучали сразу два «нет» - от самого Алена Флоке и от Хироо Мотидзуки. Затем Ален Флоке предложил вариант, в котором идеально сочетаются смысл, дух и сущность его практики, призванный подчеркнуть ценности, присущие кандзи (х) «Будо», одновременно воинственность и контроль насилия, связанные с принципом Айки. Два этих принципа «Бу» и «Айки» в его сознании были неразделимы. Вот почему он настаивал на названии Айкибудо «合気武道», и это предложение получило одобрение его собеседников. Де-факто, Айкибудо было творением и искусством Мэтра Алена Флоке, основным элементом конструкции которого был Ёсэйкан Айкидо-дзюдзюцу. В 1983 году с одобрения надзорного министерства была создана Французская Федерация Айкидо, Айкибудо и Аналогов (FFAAA), в которой Ален Флоке, являющийся соучредителем наряду с господами Клодом Жальбером и Эрве Виллером, был узаконен в своем статусе создателя искусства Айкибудо. 

Мэтр Ален Флоке смог увековечить боевую традицию и оригинальность великих школ, созданных его учителями, таким образом вписавшись в культурное и военного наследие древней Японии и в ряд великих имен японского Будо, которые оставили свой след в истории своей страны.

Постоянные контакты, которые Ален Флоке в течение долгих лет поддерживает с мастером Минору Мотидзуки по Айкидо-дзюдзюцу и его части Катори Синто-рю, с мастером Ёсио Сугино по традиционному Катори Синто-рю и с мастером Токимунэ Такэда по оригинальному Дайто-рю Айки-дзюдзюцу, являются гарантами преемственности высочайшего уровня тех искусств, которые сами японцы считают своим культурным достоянием.  

20 марта 1992 г. мастер вручает ему Мэнкё Кайдэн по своему учению, включающий, помимо прочего, его боевую генеалогию, передача которого была засвидетельствована и подтверждена его сыном и наследником мастером Хироо Мотидзуки.  


Материал подготовлен на основе книги Мэтра Алена Флоке "Айкибудо: Путь Великой Гармонии через практику.", 2017г.

Блог

13.07.2020 Хиджи Кудаки - ломать локоть

Хиджи Кудаки (яп.) - ломать локоть.
Очень эффективная и весьма распространенная техни...

02.07.2020 Сутэми – бросок с жертвоприношением

Сутэми (яп.) – бросок с жертвоприношением (рисковать жизнью для того, чтобы победить; пр...

Все статьи

Новости

20.07.2020 «Budo Woman Daу»!

Читать подробно ...

16.07.2020 Летний межрегиональный семинар!

Читать подробно ...

Все новости